вторник, 1 октября 2013 г.

Spletnik Film Festival: Нидерланды


Spletnik Film Festival: Нидерланды


В этом месяце я чуть припозднился со своей программой. Но теперь я доволен выбором фильмов, поэтому с удовольствием буду делиться с вами моими находками из Нидерландов. Чем же еще может гордиться страна тюльпанов и ветряных мельниц, кроме голландского сыра, своих художников и Даутцен Крез?)) Кстати, о последней. Даутцен снялась в первом голландском 3D-фильме «Новая земля», рассказывающем о последней экспедиции Виллема Баренца. Правда, сам фильм мне не очень понравился. Выпирающую из корсета грудь белокурой голландки мы видим каждый год на показах Victoria’s Secret и в рекламных каталогах)) Так что, сразу перейду к своей основной программе))


1. Черная книга / Zwartboek (2006 / Нидерланды)
Рейтинг: 7.954 (6 345)



Если я пишу положительный отзыв на фильм про войну, то он действительно хорош, потому что эту тему я совсем не люблю. Честно говоря, я бы не стал смотреть этот фильм, если бы не решился познакомится ближе с голландским кинематографом. Во-первых, это самый дорогой фильм за всю историю голландского кино. Во-вторых, он выдвигался на Оскар и попал даже в shortlist. Так что, оставить его без внимания никак нельзя.


Мои ожидания более чем оправдались. Это действительно захватывающая авантюрная драма, разворачивающаяся на фоне Второй мировой войны, где главным действующим лицом будет еврейка Рахиль, за воспоминаниями которой будут следить зрители. Даже не верится, что на судьбу одной девушки могло выпасть столько испытаний. Хотя в начальных титрах говорится о том, что фильм основан на реальных событиях. Когда-то давно она выступала в немецких кабаре, но вынуждена была скрываться в Голландии из-за еврейского происхождения. Ей пообещали вывезти всю семью в безопасную зону, но отряд эсэсовцев расстрелял беглецов. Рахиль чудом спаслась и примкнула к отряду Сопротивления, где ей поручили опасную миссию — очаровать офицера гестапо Людвига Мюнтце. Перекрасившись в блондинку и сменив имя, девушка бесстрашно отправилась в логово врага.


Пол Верховен и Герард Сутеман столько всего намешали, что не перестаешь удивляться сюжетным перипетиям. Враги оказываются друзьями, а друзья — предателями. А главная героиня каким-то чудным образом оказывается постоянно в оппозиции и у тех, и у других. Одни считают ее еврейской шпионкой, другие — немецкой подстилкой, потому что везде она оказывается не вовремя. Только затесалась в компанию немецких офицеров, как Германия уже готова к капитуляции, а бывшие союзники считают ее предательницей, потому что она полюбила немца. Не успеет выбраться из очередной передряги, как снова лезет в самую гущу событий. Удивительная женщина!


Режиссура на высшем уровне. Стилизация под 40-ые годы мне показалась довольно убедительной, как и приход новой власти, которую сложно отличить от предыдущей (эпизоды с глумлением). Но больше всего меня поразила Кэрис ван Хаутен. Как же великолепно она исполнила главную роль! Аж дух захватывает! Я не верю, что это та самая актриса из южноафриканской драмы «Черные бабочки», которая была у нас на SFF. Просто невероятная разница. Очень понравился образ Мюнтце в исполнении С:)стьяна Коха. Пожалуй, их линия была самой увлекательной в фильме. По-моему, тут хватает всего: и любви, и заговоров, и предательства. Вот теперь я точно знаю, что в Голландии тоже снимают хорошие фильмы.


8 из 10
——


2. Приходит женщина к врачу / Komt een vrouw bij de dokter (2009 / Нидерланды)
Рейтинг: 7.660 (550)



Этот фильм я отметил еще до того, как решился делать голландскую подборку. А потом еще заметил, что главную роль тут исполняет Кэрис ван Хаутен. Она так сильно меня впечатлила в «Черной книге», что я с огромнейшим удовольствием взялся за просмотр драмы Рейну Урлеманса.


В синопсисе сказано, что название фильма взято из начала многих голландских анекдотов, но смеяться над этой кинолентой вы точно не станете, потому что она затрагивает очень серьезную тему. Вместе с главной героиней мы пройдем все стадии развития и лечения рака молочной железы: диагноз, химиотерапия, первое выпадение волос, радиотерапия, мастэктомия, депрессия, другие побочные эффекты… Это очень страшно. Раньше я думал, что чисто теоретически знаю достаточно о раке. Слава Богу, никому из моего близкого окружения не пришлось столкнуться с этой болезнью. Но я впервые увидел в фильме наиболее реалистичную картину и понял весь ужас, через который проходят больные раком люди и их близкое окружение.


Возможно, кто-то решит, что такие фильмы не надо снимать. Зачем такое смотреть? Многие и без него знают, что есть такая болезнь. Но я не жалею, что посмотрел его. Раньше рак был для меня чисто теоретическим понятием. Я видел несколько фильмов на эту тему, прочитал пару статей, включая подробное интервью Анджелины Джоли и комментарии сплетниц по этому поводу. Только сейчас я в полной мере осознал, что морально не был бы готов к такому диагнозу у себя или у любимого человека. Если на это сложно смотреть на экране, что же происходит с реальными людьми в этот период?!


Не хочу осуждать никого из персонажей, потому что я не знаю, как сам повел бы себя в такой ситуации. Но я надеюсь, что мне хватило бы сил и терпения для того, чтобы пройти этот сложный путь вместе. Образ Кармен и феноменальная игра Кэрис ван Хаутен сразили меня наповал. Она так пронзительно сыграла эту роль, что в конце фильма выбила все-таки слезу. Все-таки я его рекомендую всем. Это не только фильм о раке. Он еще о семейной паре, которая дала свадебную клятву быть вместе в печали и в радости, в болезни и в здравии, пока смерть не разлучит их…


8 из 10
——


3. Сестры — близнецы / De tweeling (2002 / Нидерланды-Люксембург)
Рейтинг: 8.053 (30)



Еще один голландский фильм затрагивает тему Второй мировой войны. Причем делает это весьма успешно, на мой взгляд. Лично мне гораздо интереснее сюжеты не о самой войне, а о том, как она отразилась на обычных человеческих судьбах. В этом плане драма Бена Сомбогаарта определенно заслуживает большего внимания зрителей, чем она получила. Странно, что российский прокат эта лента не увидела вовсе, хотя была номинирована на Оскар в 2004 году.


Фильм рассказывает о сестрах-близняшках. После смерти родителей родня разделила их. Причем сразу же после похоронной процессии их в прямом смысле оторвали друг от друга. Лотту увезли в Берлин более обеспеченные родственники, а Анна осталась жить у дяди в Нидерландах. Одна выросла в роскоши и стала учительницей немецкого языка. Другая даже не могла пойти в школу, потому что ей приходилось тяжело трудиться по дому и получать тумаки от отчима, пока священник не вызволил смышленую девчонку из этого кошмара. Долгие годы они писали друг другу письма, но ни одна из них так и не получила весточку от другой.


И вот накануне войны сестры все-таки находят друг друга, но понимают, что жизнь развела их по разным сторонам. Самые родные люди становятся чужими, потому что одна из них влюблена в еврея, а другая выходит замуж за эсэсовца. В самый разгар 40-х комментарии в данной ситуации излишни. Эта трогательная история рассказана в виде флэшбэков, когда в настоящем времени две старушки по-прежнему вспоминают старые обиды и выясняют между собой отношения. Этот фильм напомнил мне цитату Карла Клауса: «Война — это сначала надежда, что нам будет хорошо; потом — ожидание, что им будет хуже; затем — удовлетворение тем, что им не лучше, чем нам; и наконец — неожиданное открытие, что плохо и нам, и им».


Обе сестры одинаково несчастны. Каждая из них пережила свою драму. Война обеим принесла горе. Это становится ключевой мыслью, которая мне безмерно импонирует. Потому что в любой войне не может быть победителей и проигравших, ибо страдают и те, и другие. Здесь отлично показано то, как влияет окружающая атмосфера на мировоззрение. Конечно, одна из сестер, росшая в Германии, впитала в себя идеологию Третьего рейха. Не забывайте, что она жила в ужасных условиях и не посещала школу, поэтому для нее действия фюрера были переменой к лучшему. Тут, как говорится, сытый голодного не поймет. Сложилась бы их судьба иначе, если бы Анна уехала вместо Лотты? Вряд ли. Как мы знаем из курса математики, от перестановки мест слагаемых сумма не меняется.


Грустный фильм, но хороший. Ограниченность бюджета, конечно, чувствуется. Но это компенсируется душевностью. Концовка очень трогательная. Рекомендую к просмотру. Только не ждите чего-то серьезного. Это что-то вроде «Зиты и Гиты» в военное время, то есть сентиментальная история о судьбах двух сестер. Но мне понравилось.


7 из 10
——


4. Аквариум / Fish Tank (2009 / Великобритания-Нидерланды)
Рейтинг: 6.822 (5 692)



Понятия не имею, какое именно влияние на фильм оказала голландская сторона. Если оно и было, то такое неуловимое, что я его вовсе не ощутил. КиноПоиск, тем не менее, утверждает, что это голландско-британская авторская драма. Но не в этом суть. Синопсис фильма интриговал, а Майкл Фассбендер стал решающим аргументом в пользу просмотра. Тем более ассортимент современного голландского кино небольшой, поэтому воспользуюсь пунктом о сотрудничестве.


Еще одна вариация на тему бытовой чернухи в спальном районе неизвестного города. Фильм с первых кадров начинает эпатировать зрителей главной героиней подросткового возраста, которая ругается матом, разбивает бывшей подруге нос и ведет себя, как агрессивное дитя улиц из неблагоприятных районов. Но когда нас знакомят с семьей Мии, все вопросы касательно ее воспитания моментально отпадают. Семья у них отличается ненавистью друг к другу и любовью к алкоголю и сигаретам. Глаза на лоб лезут, когда младшая дочь называет маму шлюхой, пьет алкогольные напитки, курит и смотрит на красивую жизнь, которую показывают на Mtv.


Абсолютно непонятно, на какие средства живет эта семья. Чем же занята мама? Джоанна, блондинка не первой свежести, но все еще симпатичная и с хорошей фигурой, полностью увлечена красавчиком Коннором. Пожалуй, ее заботит только то, чтоб он не засматривался на Мию. Но переживает она вовсе не за дочь, а просто не любит конкуренцию. Когда Коннор переезжает к ним жить, страсти накаляются, поскольку обе дамы борются за внимание одного мужчины. Вот этот конфликт матери и дочери наиболее интересен, на мой взгляд. Мне немного напомнило австралийскую драму «16 лет. Любовь. Перезагрузка». О скелете в шкафу Коннора я сразу догадывался, поэтому развитие событий было предсказуемым.


Хотя мне кажется, что создатели вовсе не собирались кого-то удивлять и водить за нос. Фильм не зря называется «Аквариум». Нам предлагают просто смотреть на затхлую законсервированную жизнь одной странной семьи, которые выражают свою любовь через ненависть и оскорбления. А иначе они не умеют любить. Честно говоря, совсем никого не жалко. Ни эгоистичную мать, ни ее пришибленную дочь, писающую в чужих домах, ни альфа-самца, имеющего всё, что движется. В защиту дам можно сказать, что Майкл Фассбендер невероятно харизматичен в этом образе. Концовка вроде дает надежду на луч света в темном царстве, хотя я сомневаюсь, что в этом аквариуме кто-то поменяет воду. В целом, кино интересное, но послевкусия не осталось.


7 из 10
——


5. Код синий / Code Blue (2011 / Дания-Нидерланды)
Рейтинг: 5.988 (143)



Даже не знаю, как мне описать столь специфичный европейский артхаус. Уж очень неоднозначное кино, но в этом несомненно его изюминка. Мне далеко не всегда удавалось установить причинно-следственную связь происходящего на экране. Градус легкого замешательства постепенно возрастал и достиг своего апогея в финальной сцене, полной сексуальной агрессии и откровенной жестокости. А внезапный финал еще больше усилил эффект полного недоумения. Давайте вместе разбирать, что это было и зачем.


Начнем с названия «Code Blue», которое можно трактовать по-разному: либо код грусти, либо медицинский термин «синий код». Поскольку главная героиня работает медсестрой в больнице, я склоняюсь ко второму варианту. Это сигнал, обозначающий срочную реанимацию пациента. А реанимировать Мэриан было необходимо. Ее жизнь такая же пустая, как и ее квартира. Ни семьи, ни детей (я так полагаю, что дочку она выдумала), ни друзей. У нее есть только работа, причем такая тоскливая, что хочется на Луну выть от безысходности. Каждый день она возится со стариками, которые уже одной ногой стоят в могиле. А она, как безмерно одинокое и несчастное существо, помогает им переставить туда и вторую ногу.


Хотя мотивация героини весьма спорная. Меня немного смутило, что она, как истинный социопат, собирала трофеи своих жертв. Но криминальная психология утверждает, что только мужчины могут чувствовать от убийства сексуальное удовлетворение, поэтому главная героиня, наверное, занималась этим сугубо из сострадания. Однако, полное отсутствие половой жизни в ее возрасте несомненно было одной из основополагающих причин затяжной депрессии. Вы только представьте, насколько одинокой должна быть женщина, которая возбуждается уже только от того, что рядом с ней в автобусе стоит мужчина. Я уже молчу про ее находку в кустах. Это очень мерзко выглядит, но красочно передает степень ее отчаяния.


Сама Бьен де Моор выглядит болезненно. Исхудавшая женщина напоминает своих пациентов. Ей нужен был «синий код», но разряд оказался слишком высоким для нее. Мэриан мечтала о нежном мужчине, а согласилась на то, что есть. Очень депрессивная лента об одиночестве и безразличии. Я думаю, что «синий код» в названии говорит о том, что ее можно было спасти. Смотреть только любителям европейского артхауа старше 18 лет, ибо фильм содержит откровенные сцены насилия и давит угнетающей атмосферой. Если оценивать кино с точки зрения профессионализма, то это сильная концептуальная драма, которая мне абсолютно понятна. Но после нее остается неприятное ощущение грязи, поэтому выше 7-ки не поставлю.


7 из 10
——


Вот такие весьма оригинальные фильмы снимают в Нидерландах. Я рад, что открыл для себя потрясающую актрису — Кэрис ван Хауэтен. Буду и дальше знакомиться с ее фильмографией. А для последнего месяца SFF беру Перу. Надеюсь, у них найдется пятерка интересных фильмов))










Spletnik Film Festival: Нидерланды

Комментариев нет:

Отправить комментарий